Визитная Карточка Малопольши
Неповторимая Малопольша
Приглашение
Традиции
Легенды
Выдающиеся Малополяне
История Польши в списке ЮНЕСКО
Регион
Природа
История
Практические советы
Туристическая информация
Малопольша в Европе
Развлечения и Досуг
Галереи
Ворота Малопольши

Малопольша приглашает Неповторимая Малопольша Выдающиеся Малополяне Ян Матейко
Ян Матейко

Ян Матейко   Самый знаменитый польский исторический художник, соавтор польского национального создания, родился в 1838 году в семье чеха Франциска Метейко и жительницы Кракова немецкого происхождения. Таким образом, в его венах польской крови было совсем немного. Отец Матейко был органистом и учителем музыки, а сын практически с самого детства проявлял огромный художественный талант и большой интерес к живописи. Он рисовал, где только мог и на чём только мог, зачастую забывая об учёбе. Наконец, в 1852 году, вопреки протестам отца, поступил в Краковскую Школу Изящных Искусств, где учился у самого Войцеха Корнеля Статтлера. Одновременно с увлечением живописью в молодом Яне созревала всеохватывающая любовь, и даже страсть к изучению польской истории. С увлечением и трудолюбием он перерисовывал со старинных гравюр, печатей и монет изображения польских королей, епископов и магнатов. Выполнял детские и юношеские эскизы одежд шляхты, с увлечением запечатлял древние строения. К великому неудовольствию отца собирал несметные количества всевозможных, старинных предметов, которые в будущем должны были послужить реквизитами для художественных работ.

  

Ян Матейко "Станьчик"

Ян Матейко "Станьчик"

Первые известные картины Матейко создал во II половине 50-х годов XIX столетия. В 60-е годы художник принялся за создание исторического цикларазмышления о судьбе Польши. Этот цикл начинает прекрасная картина, на которой изображён задумавшийся Станьчик (1862 г.). Но настоящий фурор в несколько затхлом и консервативном Кракове произвели два следующие полотна живописца - Проповедь Скарги (1864 г.) и Рейтан (1866 г.). Одни принимали картины с большим энтузиазмом, другие же относились к ним весьма критично. Учитель Матейко, Войцех Статтлер, глядя на Рейтана, по слухам, отпустил короткий саркастический комментарий - "сплошные стулья, сплошные портки!". Однако никто не был в состоянии отказать его полотнам в огромной изобразительной силе. Самому же художнику невозможно было отказать и в истинно бенедиктинском трудолюбии. С интервалом в два-три года появлялись новые картины, каждая из которых была вдумчивым отображением польской истории. (Люблинская Уния, 1869 г., Баторий под Псковом, 1872 г., Коперник, 1873 г., Битва под Грюнвальдом, 1878 г., Прусская дань, 1882 г., Собеский под Веной, 1883 г., Костюшко под Рацлавицами, 1888 г., Принятие Конституции 3 Мая 1791 года, 1891 г.). В перерывах между написанием этих выдающихся полотен Матейко создал галерею портретов польских королей, цикл История цивилизации в Польше, множество эскизов и небольших исторических картин. В 1893 году художник умер в собственном доме на улице Флорианской во время работы над очередным полотном под названием Присяга Яна Казимира.

Ян Матейко "Коперник"

Ян Матейко "Коперник"

   Жизнь Яна Матейко была органично связана с Краковом, который для живописца являлся источником постоянного вдохновения. Несомненно, Матейко был художником Кракова, но одновременно был и художником Малопольши. Наибольшего внимания в его творчестве заслужил Новый Висьнич, где Матейко неоднократно бывал в Доме Серафинских – родственников своей жены Теодоры, делая эскизы и рисуя местную уникальную архитектуру. В приходском костёле расположенного по соседству Старого Висьнича находятся картины Святая Кинга и Святой Войцех, написанные в соавторстве с другим известным краковским художником Флорианом Цинком. Ещё одно изображение Святой Кинги – такой, какой её видел Матейко - можно увидеть в костёле ордена Кларисс в Старом Сонче. Во время своих многочисленных путешествий по Малопольше Матейко запечатлял архитектурные детали и памятники старины в Оджыконе, Кшешовицах, Дэмбне возле Тарнова, Кальварии Зебжидовской, Величке, Крынице, Щавнице и Рабке.
С уверенностью можно сказать одно: без Матейко польское национальное историческое воображение было бы определённо намного беднее.

Ян Матейко "Битва под Грюнвальдом"
Ян Матейко "Битва под Грюнвальдом"