Визитная Карточка Малопольши
Неповторимая Малопольша
Приглашение
Традиции
Легенды
Выдающиеся Малополяне
История Польши в списке ЮНЕСКО
Регион
Природа
История
Практические советы
Туристическая информация
Малопольша в Европе
Развлечения и Досуг
Галереи
Ворота Малопольши

Малопольша приглашает Неповторимая Малопольша Традиции Краковская Шопка

Краковская Шопка или Рождество Христово по-краковски

Краковсккая Шопка  

   В своей книге: "Не сразу Краков строился", Кароль Эстрайхер – младший, в воспоминаниях о детских годах, оставил следующую запись, полную эмоций и восторга:
(...) Это было сооружение, которое своей высотой заполняло дверной проём. Поначалу в глаза бросался его цвет, и только потом форма. Сначала видны были излучаемые цвета, и только потом завораживала архитектура строения: красный, зелёный, фиолетовый, голубой и жёлтый тона, чёрный и сурик, коричневый, серебро и золото смешивались в этой оргии красок, живой как огонь и как огонь притягивающей. Две башни возвышались спереди, Марьяцкие башни, разумеется, только более богатые орнаментами, увенчанные остроконечными коронами. Посредине между ними большой золотой купол, как пристало быть каждому куполу со времён Сигизмунда. (...)

   Тот, кто когда-либо видел Краковскую Шопку, поймёт восторг малёнького Кароля, а тот, кто видел её глазами ребёнка, носит в себе этот восторг независимо от возраста. Краковская Шопка – это одна из самых красивых краковских традиций. Она соединяет в себе простоту с утончённым изяществом. Она истинно неповторимая и истинно краковская, является символом этого города и его квинтэссенцией одновременно, прекрасным символом Рождества Христова, и, наконец, таинственным театром, в котором сказка становится былью.

   Всё началось приблизительно 800 лет тому назад в гроте недалеко от маленького селения Греччио в итальянской Умбрии. Именно там Франциск из Ассиза создал живую картину - вифлеемский скотный двор - в которой библейских героев воспроизводили его братья – так называемые Братья Меньшие, называемые сегодня Францисканцами. И хотя нам сложно в это поверить, это была первая вифлеемская шопка в истории церкви. Когда в 1225 году Франциск умер, Братья продолжили начатую им традицию представлений. Ибо оказалось, что эта простая и лаконичная по форме передача содержания Евангелия производит на верующих незабываемое впечатление. С тех пор везде там, куда прибывали Францисканцы, в период Рождества Христова появлялись Вифлеемские Шопки. В Кракове это по всей вероятности произошло в начале 1238 года, потому что именно тогда Меньшие Братья впервые прибыли в город под Вавелем. Не случайно самые древние польские фигурки были обнаружены в монастыре Кларисс на улице Гродской в Кракове (Клариссы – женское ответвление ордена Францисканцев). Эти деревянные фигурки, покрытые красочной полихромной росписью, датируются началом XIV столетия. И не случайно самые красивые шопки в краковских костёлах по традиции устраиваются у отцов Капуцинов (обожаемая детьми движущаяся шопка) и у отцов Бернардинцев (Бернардинцы и Капуцины – ордена из францисканской семьи). В XVII столетии в Польше распространился обычай проведения мистерий по случаю Рождества Христова, своеобразных представлений, которые воссоздают момент рождения Иисуса. В XVIII столетии в статических шопках и в вертепных представлениях начали появляться современные или исторические образы, связанные с историей не Святой Земли, а Речи Посполитой.
   На рубеже XVIII и XIX родился третий вид шопки - маленькая переносная шопка в виде кукольного театра. Её возникновение приписывается краковским каменщикам. Почему именно им? А всё очень просто. Зимой у каменщиков не было работы, вот они и придумали, что будут ходить с такими шопками-театрами от одного дома к другому и таким образом заработают себе на жизнь. Идея оказалась очень заразительной. В XIX столетии в период Рождества Христова по Кракову уже ходит несколько трупп с шопками и с собственной программой представления. Со своими кукольными театрами они располагались на линии A-Б Рыночной Площади и ждали появления заказчика. Получив заказ, приходили в условленный дом, где их встречали дети. Именно этот момент описал юный Кароль Эстрайхер. Конкуренция – хорошая штука. Поскольку на Рыночной Площади выбор был весьма велик, нужно было каким-либо образом привлечь внимание клиента. Каким? Самое лучшее решение – это построить шопку, красотой превосходящую другие. А какой меркой красоты пользовались краковские каменщики? Меркой краковских костёлов, башен, часовен, дворцов, памятников. Одним словом – краковской меркой. Именно таким образом возникли миниатюры краковских архитектурных памятников, выполненные на деревянных стеллажах из оловянной фольги, папиросной бумаги, целлофана, жестяных пластин, бисера, бусинок, стекляшек и другого материала. Самые красивые шопки были родом из Кроводжи, до 1910 года подкраковской деревни, в которой жили многочисленные семьи каменщиков. Самой известной труппой был коллектив Михала и Леона Эзенекеров. Под конец XIX столетия они построили шопку (в настоящее время хранящуюся в Этнографическом Музее в Кракове), которая стала обязывающим до сегодняшнего дня каноном Краковской Шопки. Что же это такое – Краковская Шопка? Это симметричное строение, созданное из характерного материала по мотивам краковской архитектуры, содержащее отчетливые элементы традиции Рождества Христова.

   Традиция зрелищ в маленьких шопках умерла в период междувоенного двадцатилетия. Смертельный удар нанесли ей кино и радиовещание, современные средства массовой информации, которые принесли более дешевое и более доступное для масс развлечение. То, что традиция изготовления этих чудесных миниатюрных дворцов была спасена, является заслугой Ежи Добжицкого, который в 1937 году организовал I конкурс на самую красивую Краковскую Шопку. Конкурс прижился. В первый год среди призов было кольцо колбасы и шоколадный торт. Помимо военного перерыва в 1946 году традиция была продолжена, а покровителем Конкурса стал Исторический Музей города Кракова. До 1999 года состоялось 57 конкурсов. На протяжении этих годов открыто много самобытных талантов, очень часто – семейных. Династии умельцев – это семьи Маликов, Глухов, Пёнчиков. Конкурсные лавры многократно одерживали Станислав Пачиньски, Мацей Мошев, Тадеуш Войцеховски. Наряду с опытными, профессиональными мастерами, призы получают дети и молодёжь, пополняя, таким образом, ряды этих исключительных творцов.