Визитная Карточка Малопольши
Неповторимая Малопольша
Приглашение
Традиции
Легенды
Выдающиеся Малополяне
История Польши в списке ЮНЕСКО
Регион
Природа
История
Практические советы
Туристическая информация
Малопольша в Европе
Развлечения и Досуг
Галереи
Ворота Малопольши

Малопольша приглашает Неповторимая Малопольша Выдающиеся Малополяне Тадеуш Кантор
Тадеуш Кантор

Тадеуш Кантор   В 1988 году в Кракове состоялась премьера спектакля с провокационным названием Я уже никогда сюда не вернусь. Его создателем, режиссёром, сценографом и героем в одном лице был человек, который своим визионерским творчеством, имеющим необыкновенную силу сценической передачи, снискал славу на обоих полушариях земного шара.

   Тадеуш Кантор родился в 1915 году в маленьком провинциальном галицийском городе, расположенном на юг от Ропчиц и Сендишова Малопольского. Именно в Велёполе Скшыньском формировалась личность художника, чья жизнь, словно в зеркале, отразилась в его искусстве.

"Умерший Класс"

   Начало творческой деятельности Кантора тесно связано с известной Краковской Группой, одним из основателей которой был он сам. Наряду с художественным творчеством в Канторе зрел образ собственного театра, а скорее мира, сценой и смыслом которого был именно театр. В период гитлеровской оккупации Кантор основал в Кракове Независимый Театр, который существенным образом отличался от ещё одного театра, действующего во время ІІ Мировой Войны – Рапсодического Театра Мечислава Котлярчика, в котором играл Кароль Войтыла. Театр Котлярчика был "редутом слова", в то время как Кантор базировал своё искусство на необычайно убедительной пластической передаче. Продолжением Независимого Театра стал театр Cricot 2, который Кантор основал вместе с Марией Яремой. Уже первый спектакль этого театра, Каракатица Станислава Игнация Виткевича (Виткация), явился свидетельством процесса формирования творческой личности и художественной зрелости Тадеуша Кантора. Таким образом, возник единственный в своём роде театр, который был единством звука, жеста, образа и символа. Театр, который до такой степени слился воедино со своим создателем, что все попытки отмежевания Кантора от его творения, были заведомо обречены на неудачу. Маэстро, сидящий на сцене на своём характерном, деревянном складном стуле, нервно, а иногда беспардонно вмешивающийся в работу актёров, стал неотъемлемым элементом каждого спектакля, его ядром и элементом сценографии одновременно. Даже трудно сказать, кем были актёры, принимающие участие в спектаклях: собственно актёрами или же только средствами, при помощи которых гениальный художник сцены выражал свои идеи.

   Самый большой успех Тадеуша Кантора связан с премьерой спектакля Умерший Класс (1975), который из-за своей реалистичности и простоты стал невероятным рассказом о бренности существования и постоянстве. После успеха Умершего Класса каждую новую премьеру ждали с огромным нетерпением и принимали как большое событие. Именно так произошло с пьесой Велёполе, Велёполе (1980) и со следующими спектаклями Кантора: Пусть сгинут артисты (1985), Я уже никогда сюда не вернусь (1988), а также последним спектаклем, премьера которого состоялась уже после смерти автора (8.12.1990) – Сегодня мой день рождения.

   На Раковицком Кладбище в Кракове за школьной партой сидит юноша из умершего класса. На парту опирается, на парте лежит школьная тетрадка. Это Тадеуш Кантор на пути в неведомое, который он пытался осветить софитами своего творчества. Удалось ли ему это?